Давным-давно, в начале 80-х годов по советскому телевидению один единственный раз был показан американский фильм «На следующий день». Первое увиденное мною постапокалиптическое кино, появившееся еще до того, как постапокалиптика выделилась в некий отдельный весьма популярный жанр. Фильм впечатлил меня до глубины души. Даже не так. Я был потрясен. Именно после него я много раз видел сны про ядерную войну, возникающие дымовые грибы, панику, безысходность, поиски укрытия и т.п. Некстати, помнится, смотрел я его еще по телевизору «Горизонт-728».
Собственно, фильм
Чтобы вам не искать, вставляю сюда ссылку на YouTube, так что, если его еще не запретили, можете посмотреть фильм прямо отсюда:
А теперь мои впечатления
С тех пор прошло почти 30 лет. И все эти годы я помнил этот фильм, хотя ни разу его не пересматривал. Когда фильму исполнилось 25, в нашей жизни появился быстрый интернет, а вчера, мучительно пытаясь отмазаться от важных и полезных дел, я его скачал и посмотрел.
Как, оказывается, интересно пересмотреть что-то, спустя треть жизни! Все эти годы, где-то в глубине души, мне казалось, что я помню весь фильм до мельчайших подробностей. И почти так оно и было. Но подробности эти были уложены в еще детском мозгу совершенно не так, как представляется мне сейчас.
Пересматривая фильм, я видел знакомые сцены (сцены, которые я помнил 30 лет!!!), но понимал их совершенно по-другому. Совершенно по-другому виделась мне и американская жизнь. Ведь теперь меня уже не удивить кадрами супермаркета или жалюзи! И тем, что «а как это, у каждого по машине?» Прогресс в нашей стране не стоял на месте!
И если тогда меня больше всего впечатлили кадры непосредственно ядерной бомбардировки, где растут те самые, запавшие мне в душу, грибы, а также сцены превращения людей в скелеты, то сейчас я отчетливо видел косяки, неестественные моменты, издержки видеомонтажа 30-летней давности и т.п. Четко различал моменты, где съемка на натуре, где монтаж, а где просто вставленные в ленту, подкрашенные в красный цвет, кадры кинохроники реальных ядерных испытаний.
Но сейчас гораздо интереснее мне было наблюдать за тем, как рушатся жизни жителей небольшого городка, как люди ведут себя, когда мир вокруг них вдруг оказался уничтоженным и практически непригодным для жизни, как пытаются организоваться и до последнего выполняют то, что считают своим долгом. Как начинается нехватка всего, и ситуация начинает выходить из-под контроля.
Но, самое удивительное — я снова был потрясен!
Это, оказывается, лучший постапокалиптический фильм, который я видел на сегодняшний день. И, не считая сильно изменившихся за прошедшие годы взглядов на спецэффекты, он по-прежнему актуален и до ужаса реалистичен.
В процессе нагнетания обстановки, длящемся чуть меньше половины фильма, авторы заставляют зрителя проникнуться жизнями всех этих людей, причем не столько каждого по отдельности, сколько именно всей вот этой спокойной картиной нормальной провинциальной жизни небольшого участка местности в штате Канзас, где проблемы международных отношений волнуют только «сильно умных», а остальные о них либо вообще не думают, либо так, слышали краем уха.
И как-то особенно поражает переход от «страшилок по телевизору и радио» и сводок новостей о напряженности в Европе, которая, как кажется, бесконечно далеко от Америки, к внезапному началу реального конца света, который происходит здесь и сейчас.
Резюме
Фильм крайне рекомендую к просмотру абсолютно всем. Очень жизненно, очень реалистично, без спецэффектов и нарочитой жестокости, без пропаганды американских идеалов. Фильм о людях и хрупкости мирка, в котором они живут.
Фонарик Eveready
Почему-то этот фонарик мне запомнился. Вот смотрите:
Это фонарик Eveready, которым пользуются в больнице, где нет электричества. В 1983 году.
А это фонарик Eveready, который я купил в Пенсильвании в 2001 году. Брэнд, однако. Со времен первого фонарика прошло уж 18 лет, а их все производят, причем точь-в-точь такие же.
Обалденная презентация фильма! Желаю его смотреть!
Уведомление: Нити (Threads), Великобритания, 1984 | ivvva's blog
Уведомление: Военная игра (The War Game), Великобритания, 1965 | ivvva's blog