Ну, началось все, как водится, с малого. Собрались это мы с ДенисАнатоличем и Наташей покататься на велосипедах. И планы наши по началу были скромны – доехать до Чугунного моста и посмотреть, что же там будет, если ехать от него налево. Однако в последний момент по настоянию Наташи свернули направо… и началось.
Сначала лесные грунтовки со множеством развилок вывели нас в Трегуляй. Тут я подивился тому факту, что сие место находится к городу гораздо ближе, чем я всегда думал (я-то раньше добирался по Котовской дороге, что есть заметный крюк). Короче, это к теме кривизны пространства. Опять она дала о себе знать. Хоть я и писал ранее, что кривизна пространства на самом деле только у нас в голове, а все равно не перестаю удивляться.
И ведь в очередной раз я оказался там, где никогда не был! То есть, в самом Трегуляе я, конечно, был, но вот до местного храма с купальней раньше никогда не добирался. Посозерцав культовые сооружения, мы продолжили путь некупанными, убоявшись очереди теток в купальню и холодной воды.
Трегуляй – он, оказывается, большой. Катались мы по нему, катались, и через некоторое время асфальт кончился и началось веселье. Выбрались мы к обрыву, известному как «Обрыв любви». Вы спросите, откуда он известен под таким названием? Ооо! Эта история старинна и романтична.
А дело в том, что когда-то, в далеком 1993 году нутро мое на протяжении полугода полнилось нежными чувствами к моей однокласснице Лене Тарасовой. И один из июньских дней мы провели именно в этой местности. Причем дошли мы пешком по железной дороге. А когда я спросил у местной бабки, как нам пробраться на тот обрыв, она и переспросила: «Ааа, Обрыв любви-то? Знаю, знаю… Это туды, а тама направо.» Следуя этой инструкции мы и попали на то самое место.
Так вот. Вернемся в современность. Идти по верху обрыва нам показалось неинтересным, поэтому мы спустились вниз (это еще в начале, где откос не такой уж и сильный). Оказавшись внизу, возле ржавой заросшей железной дороги, мы поехали (а временами пошли) вдоль нее. Внимание наше привлекла дырка под дорогой, через которую шла тропа куда-то вдаль и вниз (см. иллюстрации). Но вниз мы не пошли. Попытались продолжить путь в прежнем направлении. Не тут-то было. Очень быстро дорога оказалась непроходимой и я предложил мысль дня – пойти поверху, ибо мои воспоминания из тех далеких романтических времен говорили мне о том, что поверху идет тропинка.
И тут выяснилось самое интересное. Пока мы шли, откос справа от нас потихоньку увеличивался и к тому месту, где было решено лезть вверх, достиг, видимо, максимальной высоты и крутизны. Однако мы, коммунисты, легких путей не ищем, а уж обходить или (упаси Боже!) возвращаться назад – это уж вообще нонсенс, поэтому мы поломились вверх.
Велосипед – он только кажется легким. А вот когда у тебя на багажнике 3 литра воды, а перед тобой слегка прикрытый листьями и сосновыми иголками 45-градусный песчаный склон, казаться так сразу перестает.
Штурм откоса был живописен. Постоянно скатываясь вниз и вываливаясь в песке, мы упорно сражались с гравитацией. Первым одержал верх я. В последнем титаническом рывке я зашвырнул велосипед наверх, туда, где земля опять становится плоской, а сам тут же покатился обратно. Велосипед же остался лежать на самом краю обрыва, однако удержался.
ДенисАнатолича и Наташу вытаскивали уже совместными усилиями, что тоже было очень весело.
О, где ты, веревка с карабинами! Сколько раз мы успели помянуть тебя!
Еще мне в таких ситуациях всегда всплывает в памяти Властелин Колец. Помнится, там где-то на протяжении целого тома Сэм регулярно возвращался к аналогичной мысли.
В общем, высоту мы взяли. Немного поплутали по лесу, который сверху откоса, старательно избегая всяких спусков, даже не прибегая к помощи GPS-навигатора, выбрались на дивные, покрытые сочной зеленой травой, лесные дороги, по которым вскоре выбрались на 8-й километр Котовской дороги.
Ну, а из названия дороги уже автоматически следует, что поехали мы в сторону Котовска. Где-то по ходу дела Поповский GPS поймал сигнал поправки и начал выдавать позицию с точностью до 2 метров. Попов протащился.
Котовск подкрался незаметно. Однако проникнуться духом города нам не удалось, т.к. мы проехали где-то по его окраинам, зарулив по дороге только к Вечному Огню – местной достопримечательности. ДенисАнатолич удовлетворил свою страсть к транжирству в ближайшем киоске.
Короче, Котовск быстро остался позади, оставив только waypoint в памяти GPS навигатора. Еще несколько километров, и вдали замаячили какие-то светлые просторы. И вдруг перед нами раскинулось оно…
Котовское море (или водохранилище). Однако море по романтичности названия во много раз превосходит водохранилище, поэтому мы будем пользоваться именно этим термином.
Я был поражен открывшимся зрелищем. Надо же, так получилось, что за столько лет жизни я ни разу не бывал в этом потрясающем месте. Природная красота удивительным образом дополнялась угрожающей мрачностью объектов антропогенного происхождения.
Перед нами лежала бетонная дамба длиной где-то 2 с лишним километра. С одной стороны от нее плескалось море (да, да! там был настоящий, практически морской, прибой!), а с другой – расстилалась живописная местность, рассекаемая выходящей из-под дамбы речкой.
Внимание сразу привлекла некая внушительная металлическая конструкция, которая, как и следовало ожидать, была призвана контролировать объем слива из водохранилища с помощью заслонок. Рядом с конструкцией находился домик смотрителя, а рядом с домиком – целая лесопилка. Видимо, смотритель времени зря не терял, собирал пиломатериалы, в больших количествах выносимые на дамбу и перерабатывал их в дрова.
Дорога по дамбе шла удивительно ровная, и вкупе с дивными окружающими ландшафтами все это побуждало к воспеванию свободы в доступных формах. В идеале это, конечно, должен был быть полет, но мы, как существа приземленные, ограничились ездой без рук (что и видно на фотографии).
Дамба закончилась и начались грунтовки, с периодическими ответвлениями к пляжам. К одному из них мы выехали и обнаружили понтовое семейство.
Картина: отдых на природе по-московски. Выглядит так: машина (понтовая, само собой), музыка (громкая, не дай бог птиц услышать), рядом стол, за ним чувак. С ноутбуком. Чуть поодаль разложилась чувиха, тоже с ноутбуком. Наверное по аське друг с другом чатились.
Мы хотели сделать привал поблизости, но музыка нас возмутила, и мы отправились назад, к первому пляжу. Пустынному. Пустынному в обоих смыслах. То есть, там во-первых был песок (замечательный чистый песок), а во-вторых, там никого не было. И, что уж совсем удивительно, что-то не видно было мусора. Там и остановились.
Наступила очередь газового примуса (товарища и брата), который был приведен в боевое состояние и занялся кипячением чая. В процессе выяснилось, что польза гофрокартона велика. Во-первых, он держит спину рюкзака при движении, во-вторых, на нем можно разложить еду или посидеть, в-третьих, из него можно построить ветрозащиту вокруг товарища и брата, что значительно убыстряет процесс приготовления чая и экономит ценный газ. И еще его не жалко намочить, спалить, выкинуть и другими способами изничтожить.
Ну, подробности трапезы я тут расписывать не буду. Скажу только, что 35 км пути с преодолением рельефа местности – это замечательная приправа к любому блюду. Магги и Кальве просто отдыхают, стоя в сторонке и заливаясь горючими слезами.
Местные птички – существа презабавнейшие. Летают исключительно стайками и поют разнообразно. Их, в основном, три вида – вороны, чайки и ласточки-береговушки. Последние – большие затейники. Роют норы, а при приближении к ним подозрительных личностей с криками вылетают наружу, в надежде, что те купятся на этот дешевый трюк и побегут сломя голову их преследовать, забыв о том, что в норах заныканы всякие няштяки. Но мы, как люди культурные на ништяки, конечно, покушаться не стали.
Протусовались мы там довольно долго. Кабы не работа, могли бы и заночевать, но, к сожалению, в определенный момент пришлось собираться и ехать обратно. ДенисАнатолич активно фотографировал коряги, поэтому батарейка в его фотоаппарате вдруг совсем-совсем села, в связи с чем некоторые интересные моменты обратной дороги в фотохрониках не отображены.
Обратно мы ехали по низу дамбы, практически у воды. Там создается поразительное ощущение моря (именно моря, настоящего).
В общем-то тут можно и заканчивать. Обратный путь в еще 35 км мы преодолели уже без приключений, старательно объезжая неровности ландшафта, в связи с чем дорога была выбрана наиболее плоская – через Бокино. Кстати Бокино тянется вдоль дороги где-то километра на 4. Короче, усталые, но довольные…
Но и это еще не все! На следующий день мы с ДенисАнатоличем отшлифовали все это еще одной, не столь впечатляющей, но тоже немного экстримальной бездорожной поездкой.
Но об этом позже.
Для хороших мальчиков и девочек, которые все это прочитали – альбом иллюстраций:
http://www.liveinternet.ru/photoalb…seriesid=429649