Как я уже писал, вся зима у меня прошла под слоганом «с завтрашнего дня займусь ТО мотоцикла». И вот на прошлой неделе я таки дошел до того, чтобы снять колеса, набить в подшипники новой смазки и проделать ту же операцию с несколькими сочленениями подвески. Особо запариваться с труднодоступными элементами я не стал — в самых нижних подшипниках ни воды, ни ржавчины я не обнаружил, значит вряд ли обнаружу их в менее доступных сочленениях. В общем, забил.
И вот после этого я ходил вокруг мотоцикла, как кот вокруг сметаны, и никак не мог собраться проверить зазоры клапанов.
А удерживало меня от этого 2 фактора:
- Отсутствие щупов, которыми можно набрать толщину 0.23 мм.
- Необходимость снимать крышку, под которой те клапана находятся.
Но вот вчера свершилось. Я одолжил у товарища по несчастью работе подходящие щупы, и понял, что теперь без вариантов — проверять придется.
Очень кстати в этом деле мне оказалась девочка Юля, пришедшая вся такая в белой курточке. Я для начала прочитал ей небольшой докладик об устройстве 4-тактного двигателя внутреннего сгорания с плавным подводом к теме «Зачем, собственно, надо проверять зазоры клапанов на Honda NX-250», потом дал в руки ключи и говорю: «Разбирай!».
Но одумался, ключи отобрал, дал лампу.
В общем-то, все оказалось гораздо проще, чем я думал. В процессе освежил знания английского по части таких слов как gasket, crankcase, sealant, camshaft и др.
Особо интересным квестом стал поиск метки ВМТ, которая должна быть выставлена в окошке перед измерением. Сначала я даже впал в панику, обнаружив вместо метки «Т» несколько рисок без обозначений и метку «F», однако, на третий оборот коленвала нужная буква все-таки нашлась.
И вот я выставляю толщину 0.23… Пролезает в 3 из 4!
Выставляю 0.21 — пролезает во все 4.
Выставляю 0.25 — не пролезает ни в один.
Я в шоке! Зазоры в норме!
Только я проездил на этом мотоцикле уже полтора сезона, а сколько ездили до меня. И вряд ли кто-то когда-то эти зазоры регулировал… В общем: японцы, как всегда, жгут!
Собираем все как было, и с чувством выполненного долга идем пить чай.
Так что, в принципе, я теперь готов к тому, чтобы поехать на открытие сезона в воскресенье…
А теперь инструкция.
Проверка зазоров клапанов на Honda NX-250 (AX-1)
- Снять бензобак.
- Снять радиатор (выкрутить 2 винта, отсоединить разъем вентилятора и вынуть трубочку, которая подходит к пробке, антифриз при этом не вытекает). Оставить его висеть на трубках, они толстые. Можно привязать, чтоб не болтался.
- Тщательно вытереть крышку поршневой и все, что вокруг, дабы не насыпать мусора в движок. Открутить 3 винта, снять крышку.
- Открутить две крышки с левой стороны снизу, где коленвал.
- Поворачивая коленвал против часовой стрелки выставить в верхнем окошке риску с меткой «Т». Именно «Т», есть и другие, сослепу можно перепутать.
- Выставить на щупах 0.20-0.21 — должно пролезать под все 4 клапана. Выставить 0.25-0.26 — не должно пролезать ни под один.
- Если зазоры в норме — можно вздохнуть с облегчением и закрутить все как было (не забываем про разъем вентилятора!). Если нет — читать инструкцию про то, как снимать валы ГРМ и подкладывать калибровочные шайбы. К счастью, в этот раз меня сия чаша миновала.