Как и подобает истории о походе выходного дня, начну с банальной фразы: «надвигались выходные».
Кому совсем невмоготу, сразу даю ссылку на ВСЕ картинки:
http://picasaweb.google.com/ivvva1/SDvDPJ#
Итак, надвигались выходные, стояли дивные ноябрьские погоды, а у девочки Марины готовился случиться День Рожденья, который, разумеется, нужно было отметить нетривиально и с размахом. А поскольку за помощью она обратилась ко мне, то я, выступая в роли гейм-мастера, предложил совершить велопоход в деревню Козьмодемьяновка Гавриловского района с целью посетить одного гражданина, которого мы будем называть Валера Иванов. Почему Валера Иванов? Да потому, что именно так его и зовут. Вышеозначенный гражданин лет N назад удалился в изгнание, а последнее время что-то совсем исчез с радаров, поэтому цель проверить его наличие в природе и состояние представлялась вполне достойным предлогом для поездки.
Мрачным утром 2 ноября мы с Мариной и ее сестрицей Аней прибыли на вокзал, где загрузились в рельсовый автобус Тамбов-Тамала. Велосипеды заняли половину второго тамбура, а мы — вторую половину, ибо сидячих мест в вагоне уже не было. Впрочем, нас, как подготовленных туристов, это не смутило, ибо были мы вооружены рюкзаками и сидушками.
Два часа мы ехали через бескрайние леса-поля, где облетающие деревья, выщербленные железнодорожные платформы и унылые деревенские домики напитывались влагой то ли от мелкого дождя, то ли от крупного тумана.
Кирсанов. Мы выгрузились, посмотрели расписание поездов до Тамбова и отправились искать туалет. Нашелся он на улице. Сначала мы наивно хотели набрать там из крана воды, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это туалет типа «сортир», только бетонный и многоместный, а воды там и в помине нету. Вода же нашлась в колонке неподалеку, возле которой сидели два алкаша. Один попросил хлебушка, закусить, а второй, не церемонясь, заорал «ЕСТЬ ДАВАЙ!!!». Впрочем, воды они нам набрать не помешали.
Все в Кирсанове пропитано духом советской эпохи. Если убрать спутниковые тарелки и имеющиеся в небольших количествах новые домики, то город будет выглядеть так же, как и 20-30 лет назад. Почти никакой рекламы, красочных вывесок. Архитектура — в лучших традициях.
В общем, полные ностальгических чувств, мы пересекли Кирсанов по главной улице, затем проехали какую-то деревушку (видимо, Галынщину) и оказались в полях. Хорошая грунтовка вела к горизонту, а по сторонам расстилались черные, перекопанные, и зеленые, засаженные озимыми, участки.
Все это бескрайнее великолепие накрывалось сверху беспросветно-серым небом и немного разнообразилось далекими лесопосадками и громоздящимися кое-где горами выкопанной сахарной свеклы.
12 километров этой дороги привели нас на трассу Р-209, по которой мы продолжили путь до поворота на Гавриловку 2.
После Гавриловки наткнулись на интересный указатель: «Музей Зои Космодемьянской 36». Цифра 36 привела нас в легкий ступор, ибо на одометре к этому моменту уже было 36 километров, и если считать данный музей целью нашего пути, то всего получится 72… На это мы не рассчитывали, да и темнота была уже не за горами. И как-то мы совсем позабыли о том, что наша цель — не музей, находящийся в Осиновых Гаях, а Козьмодемьяновка, до которой, на самом деле, было уже рукой подать.
В общем, при виде цифры 36 мы все дружно испытали резкий приступ голода и безудержное желание выпить чаю (не забываем, что это все-таки был День Рожденья, важной частью которого является чревоугодие). Однако не так-то проста оказалась эта задача, ибо местность вокруг отличалась удивительной плоскостью и лысостью: кроме прозрачных лесопосадок в 2 дерева никаких укрытий в пределах видимости не было. Подходящий лесной массивчик нашелся только через пару километров.
Удалившись от дороги, мы устроили феерический сеанс чревоугодия (колбаса, сыр, лук, хлеб, крекер, чай, конфетки — что еще надо для счастья?), а затем улеглись вокруг костра переваривать.
Валяться посреди прозрачного осеннего леса, наслаждаясь накатывающими от углей волнами тепла, было изумительно. С огромным трудом мы все-таки оторвались от этого занятия, собрались и продолжили путь к маячившей где-то за поворотом Козьмодемьяновке.
Дорога повернула, знак указал на начало Козьмодемьяновского сельсовета, сообщив также о наличии рядом храма Козьмы и Демьяна и святого источника имени праведного Лазаря.
Взяв языка, мы, наконец-то, поняли, что вот она — цель нашего пути, а музей находится гораздо дальше.
Быстро темнело, и серость (или, как мы ее стали называть с подачи Марины — «серь» (по аналогии с «синь»)) сменялась темнотой. Перед нами была деревня, достаточно большая, чтобы найти в ней кого-то случайно, по наитию. Однако неподалеку материализовалась группа граждан, к которым я направился с вопросами. Некоторое время они совещались, и вскоре пришли к консенсусу: «Так это тот Валера Иванов, что покупал дом у нашей тетки!». Нам долго и путано объясняли дорогу, состоявшую на самом деле из 1 поворотов и 2-х прямых участков.
Стемнело окончательно, а мы, наконец-то, вышли к дому, который, судя по описанию, мы и искали. Дом стоял в неухоженных зарослях и пялился на нас темными окнами, недвусмысленно давая понять, что никого там нету… Но мир не без добрых людей. Товарищи, работавшие триммером возле дома напротив, после непродолжительной беседы проводили нас в другую часть деревни, в большой двор, где собрали совет по поиску Валеры Иванова. Все начали друг другу звонить, послали «тетку на перехват», но все безрезультатно. Валера Иванов, которого все видели в тот день, куда-то испарился. Мы же начали потихоньку замерзать.
Предупредив помогавших нам граждан, мы отправились обратно к дому, куда проникли через подпертую палкой заднюю дверь (на передней все-таки висел замок).
Первое, что бросилось в глаза, была неубранная с прошлого года елка. Рядом — ч/б телевизор вверх ногами. Да и вообще, разруха и запустение.
За утепленной дверью была вторая комната, натопленная включенной электроплиткой. Разруха и запустение, обилие мусора и антисанитарного вида посуды, а также, что самое неприятное, бомжовый аромат, полностью отбили у нас желание ждать хозяина. Более того, мы решили поскорее убраться, чтобы не столкнуться с ним, иначе, как бы не пришлось принять приглашение пройти в дом. На стуле я оставил распечатки моих походных заметок (товарищ в прошлом был знатный турист, так что если в нем осталось что-то от тех времен, то мои произведения должны бы были его порадовать).
Таким образом, мы двинулись в обратный путь. По дороге посетили источник им. праведного Лазаря, где набрали воды и посмотрели на купель в виде вкопанной в землю ванны, чем-то напоминающей фильм Пила 1.
На обратном пути мы, немного поплутав и нарезав пару километров крюков, заехали в тот же лесок, где останавливались ранее, и устроили деньрожденный пир, часть 2. В качестве главного блюда была рисовая каша с луком и колбасой, в остальном — всё то же. Насытившись мы, конечно же, разлеглись вокруг костра. Времени теперь у нас был вагон. Поезд отправлялся только в 5:40, а часы показывали еще меньше 23:00. Укутавшись в спальники мы уютно устроились под открытым небом, в надежде поспать часика 3. Но не тут-то было.
Дождь. Он не дал нам поспать и часа. Сначала он только немного нас напугал, заставив вскочить и быстро запаковать основную часть вещей. Потом он сделал перерыв, чем дал нам возможность глотнуть чайку на дорожку, а вот когда мы выезжали на дорогу, зарядил уже по полной. Преодоление пути в 40+ километров под моросящим дождем стало достойным завершением праздника. Ночная дорога, как обычно бывает, казалась бесконечной, и единственное, что разнообразило наш путь, были мыши. Они все время вбегали откуда-то из темноты в пятно фонаря, беспорядочно кружась и так и норовя попасть под колеса. Я почти уверен, что раздавил их с десяток.
О, каким прекрасным и гостеприимным приютом показался нам зал ожидания Кирсановского вокзала, когда в 3:30 мы все-таки до него добрались! Завесив батареи своими мокрыми вещами, мы закутались во все, что оставалось сухим, девчонки забрались в спальники, и в ожидании поезда мы дружно впали в благостное оцепенение.
Оцепенение продолжилось и после посадки в поезд, ибо кресла были мягки, а вагон жарко натоплен.
Так состоялось празднование дня рождения Марины (праздник удался!), а также осуществился мой давнишний план по посещению деревни Козьмодемьяновка Гавриловского района. Общая протяженность маршрута составила 122 километра.
PS.: Все-таки путь под дождем выматывает ужасно. Приехав домой, я, лишь глотнув чайку, завалился спать, чем потом и занимался с небольшими перерывами весь остаток дня.